Я много лет проработал электромонтером, руководитель как то попросил помочь вести служебную документацию, вот тогда впервые пришлось познакомиться с Excel. Поначалу казалось, что это просто Word "в клеточку", - удобно представлять табличные данные, суммировать. Откровением стала функция ЕСЛИ, казалось, что с её помощью можно посчитать вообще всё. Потом появились вопросы - начал искать в интернете и читать форумы по Excel, - понял, что знания мои ничтожны, там такие задачи решали, что мне и не снилось. Через несколько лет в организации, где я работал (отделение связи), сократили должность экономиста, а поскольку считать телефонный трафик кому то нужно, посадили меня в отдельный кабинет, дали несколько компьютеров и пришлось осваивать новую науку - биллинг
Вот тут Excel мне очень помог и помогает до сих пор, поскольку специализированное ПО для биллинга, как оказалось, стоит бешеных денег, организация просто не потянула покупку такого пакета ценой за миллион рублей, решили, что если я до сих пор справляюсь, работая в Excel, то пусть и дальше так продолжается (впрочем, по закону о связи это нарушение, необходимо пользоваться исключительно лицензионным специализированным софтом). В общем - Excel меня кормит и я уважительно к ней отношусь, пытаюсь осваивать новые приёмы, формулы, сводные таблицы. С VBA сложнее - не дается мне эта наука, простенькие макросы осилил, но мыслить критериями программирования так и не научился, хотя приобрел много книг по VBA, да и в интернете информации достаточно. Последнее время осваиваю надстройки Power Query и PoverPivot (интересная и мощная концепция, но тоже требует глубоких знаний, которых часто не хватает). Так что, благодаря Excel, я имею отдельный кабинет, интересную работу, уважение начальства.