Страницы: 1 2 След.
RSS
Архитектура данных: как хранить историю взаимоотношений с клиентом?, Вопрос, скорее, не про функционал, а про структуру представления данных и формализацию бизнес-процесса
 
Таблицы пока никакой нет, она только придумывается, поэтому ничего не прикрепляю )

Задача следующая: есть потенциальные клиенты, которые попадают в воронку продаж нашей компании, с которыми необходимо выстроить работу. Работать с этими клиентами, т.е. звонить им, или выяснять их статус/историю будут относительно неквалифицированные девочки-операционисты. Это я к тому, что по-возможности все манипуляции надо постараться свести к тыканью мышкой и вводу данных.

Предположительно, таблица будет содержать некий оперативный список этих потенциальных клиентов: имя-фамилия, контактные данные, ну и все, что еще будет необходимо. Основная проблема в том, что цепочка взаимодействия с таким потенциальным клиентом неопределена. Это может быть самый простой вариант:

• клиент позвонил в компанию (мы занесли его в оперативный список потенциальных клиентов)
• потом пришел ногами, совершил покупку (мы занесли его в основную базу, и удалили из списка потенциальных клиентов)
• работа с потенциальным клиентом закончена

Может быть более сложный сценарий
• клиент позвонил в компанию
• некоторое время не появлялся, мы ему звоним — не дозвонились (в табличке ставим статус «Недозвон», и дату/время)
• потом снова звоним, дозваниваемся и напоминаем о себе. (в табличке выставляем статус допустим «Напомнили», и пишем какой-то текстовый комментарий)
• допустим клиент так и не пришел.
• снова звоним, выясняем, что он передумал. (в табличке ставим статус «Отказ»).
• работа с потенциальным клиентом закончена

И таких попыток связаться с клиентом теоретически может быть сколько угодно. Сейчас вся история взаимоотношений с клиентом ведется в произвольной текстовой форме и, разумеется, не всегда отражает все нюансы общения (кто и когда звонил (или хотя бы пытался дозвониться) клиенту, какой был результат общения и т.п.)

Я понимаю, что по-хорошему, это вообще-то функционал CRM. Но внедрение CRM — это задача совершенно иного масштаба и ресурсов, поэтому хочется найти какое-то удовлетворительное решение на коленке. Если вести такую табличку в экселе, то всю историю работы с клиентом придется писать в текстовое безразмерное поле комментария, и тогда ситуация решительно ничем не отличается от существующей. Если зарезервировать допустим N групп полей Контакт 1, Контакт 2, Контакт N, в каждом из которых будет дата-время, статус и комментарий, то, хотя исходная задача и решается, но таблица при этом становится громоздкой (может быть это можно как-то преодолеть?), а решение при этом остается каким-то далеко неизящным )))

Может быть существует еще какой-то способ табличного хранения данных, который будет относительно простым в использовании, и будет позволять хранить произвольное количество текстовых комментариев и других полей, отражающих историю работы с клиентом? Может быть это не одна таблица, а совокупность таблиц, по аналогии с БД? Тогда встает вопрос интерфейса: данные хотелось бы вводить куда-то в одно место, чтобы минимизировать количество ошибок ввода. В общем, удовлетворительная картина в голове пока не вырисовывается.

Буду благодарен за любые решения.
 
За решения? Но ведь такое решение - полноценная многочасовая работа. Вы надеетесь, что кто-то будет это делать на одном энтузиазме? Тем более, что у Вас совершенно ниченго нет.
 
А не пробовали облачные CRM, я поверхностно знакомился с битрикс 24, но уверен есть и еще варианты.
Цитата
aleck написал:
Но внедрение CRM — это задача совершенно иного масштаба и ресурсов
У битрикс24 есть бесплатный тариф для маленьких компаний и в принципе недорого для более больших.
 
Цитата
vikttur написал: За решения?
Я имею в виду концептуальные решения )
Практика показывет, что люди мыслят гораздо шире, чем я в одну будку. Может кто-то подскажет что-то интересное.
 
Цитата
justirus написал: У битрикс24 есть бесплатный тариф
Да, я смотрел CRM у битрикс. Функицонал отличный, но система в целом сильно не про нас и не про наши процессы. Как вариант, можно попробовать задействовать только их механизм обработки клиента. Но у нас вся остальная работа (и клиентская база, и оперативная информация) построена на Экселе, и чтобы избежать лишних хлопот с интеграцией, я пока ищу решение в рамках среды MS Excel.
 
Самая простая база клиентов
 
Такие вещи делать в ексель неудобно. Ексель - программа для математического анализа.
Лучше такие вещи делать как минимум - в аксесс.
Таблица клиентов, таблица событий по клиентам, в т.ч. вех (критических событий, значимых, ради которых всё затеваете).
 
Цитата
justirus написал: Самая простая база клиентов
Я пояснил, в чем именно я вижу основную сложность — это хранение информации об истории работы с клиентом. Тривиальный вариант был рассмотрен в первую очередь.
 
Ну история ведется отдельной записью, т.е. каждый контакт заносите отдельной строкой!
А в карточке клиента выводите хронологический список контактов с ним, с соответствующими типами контакта, текстами и т.п.
 
Вы просто хотите иметь возможность просматривать историю работы с клиентом? Тогда достаточно обычной плоской таблицы с фильтрацией. Если что-то более сложное - объемное, то прикиньте - что именно. А так, прямая дорога в раздел Работа
 
Следующими вопросами будут:
- можно ли сделать так, чтобы 100 человек одновременно работало в этом файле
- мы разместили файл в googlespreadsheet и макросы перестали работать
- мы работаем на Mac'ах, что-то не фурычит (актуально для жителей Москвы, из личного опыта)
 
Цитата
Михаил Лебедев написал:
Лучше такие вещи делать как минимум - в аксесс
Согласен )))
Просто хочу понять, существуют ли еще какие-то варианты (кроме тех, что я рассматриваю), позволяющие средствами экселя создать работающий прототип с сохранением истории работы. Пока, как ни странно, вариант с резервированием полей для N возможных шагов/контактов наиболее простой (хоть и корявый).
 
Цитата
justirus написал:
Ну история ведется отдельной записью, т.е. каждый контакт заносите отдельной строкой!
А в карточке клиента выводите хронологический список контактов с ним, с соответствующими типами контакта, текстами и т.п.
Э-э-э... ну да, что-то подобное я и хочу. Вопрос, как? И главный вопрос, как хранить данные о контактах?  
 
Цитата
justirus написал: каждый контакт заносите отдельной строкой
Каждое действие с контактом.
 
Цитата
aleck написал:
И главный вопрос, как хранить данные о контактах?
Что-то я перестал понимать о чем идет речь. А как вообще хранят данные в экселе? В одном столбце идентификатор клиента (лучше по возможности организовать возможность выбора из выпадающего списка), в следующем дата/время, в третьем данные о заказе и т.д. и т.п. А какие еще варианты?
 
Цитата
МВТ написал:
Если что-то более сложное - объемное, то прикиньте - что именно. А так, прямая дорога в раздел Работа
Так именно поэтому я и обращаюсь за советом, потому что не вижу удовлетворительного способа хранить информацию о произвольном количестве обращений к клиенту. А сделать я и сам могу, если сформулирую, что именно нужно делать )))

В плоскую табличную структуру это не укладывается (хотя может я и ошибаюсь), а другие формы неинтуитивны для заполнения, и поэтому неизбежно увеличат количество ошибок при работе с такой таблицей.
 
А чем Вас не устраивает плоская таблица? Какие конкретно функции она неспособна выполнять? В крайнем случае, дополните ее формами для ввода данных и прочих нужд - удобство работы уже повысится. А остальное - в зависимости от конкретных нужд: фильтры, сводные таблицы, макросы. Мы же так и не увидели в теме, чего Вы, собственно, хотите достичь
 
Цитата
aleck написал: В плоскую табличную структуру это не укладывается
Вы покажите, что не укладывается, может чего новое увидим.
Изменено: TheBestOfTheBest - 10.11.2015 02:23:04
Неизлечимых болезней нет, есть неизлечимые люди.
 
Вообще-то тут светят как минимум 2 таблицы:
- таблица клиентов;
- таблица контактов.
Если работать будут "неквалифицированные девочки-операционисты", то по максимуму всё заворачивать в формы, используя Excel только как базу данных!
 
Цитата
Skif-F написал:
Если работать будут "неквалифицированные девочки-операционисты", то по максимуму всё заворачивать в формы, используя Excel только как базу данных!
Я бы не рекомендовал, хотя бы потому, что могут быть проблемы с разделением доступа.
Неизлечимых болезней нет, есть неизлечимые люди.
 
А иначе будут проблемы с обработкой:
Цитата
aleck написал: неквалифицированные девочки-операционисты
Часто квалифицированные инженеры нормально записать не могут...
 
Цитата
kalbasiatka написал: Каждое действие с контактом.
Да рассматривал такой вариант. Нашел неудачным из-за того, что вносить данные крайне неудобно: для того, чтобы отразить действие с клиентом (сменить статус, добавить комментарий), надо дублировать всю строку. А с точки зрения представления данных — да, идеальный вариант. Для БД.
 
Ну почему, можно проверять данные в эксель, а хранить на сервере.
Неизлечимых болезней нет, есть неизлечимые люди.
 
Цитата
aleck написал:
Нашел неудачным из-за того, что вносить данные крайне неудобно: для того, чтобы отразить действие с клиентом
Однозначно Вы смотрите на какой-то вариант, покажите всем, что у Вас там "неудобно".
Изменено: TheBestOfTheBest - 09.11.2015 23:20:36
Неизлечимых болезней нет, есть неизлечимые люди.
 
Цитата
TheBestOfTheBest написал:
Вы покажите, что не укладывается, может чего новое увидим.
МВТ написал:
Цитата
А чем Вас не устраивает плоская таблица? Какие конкретно функции она неспособна выполнять?
Ну, меня больше всего смущает, что я не могу заранее знать, сколько попыток контакта может состояться с клиентом, прежде чем он будет зафинален. Если предположить, что это будет не более 10, значит мне придется резервировать 10 групп полей под каждую попытку работы с клиентом. Громоздко... но если ничего не придумаю, то терпимо.

И такое решение ситуативно. В рамках плоской таблицы с правилом одна запись — один клиент, его нельзя масштабировать на хранение произвольной истории взаимоотношений с клиентом (не только в контексте воронки, а вообще). Но это уже не проблема Экселя. Я понимаю, что это задача для СУБД.

Главная мысль моего поста в том, что, как мне кажется, в рамках Экселя удовлетворительного решения не найти. Но, возможно я чего-то не знаю, и, поэтому прошу совета. Возможно другие люди думают иначе. Возможно есть какие-то механизмы, которые позволяют вводить данные в какую-то форму, а затем эти данные сами растаскиваются по сложной системе связанных таблиц, способных как БД хранить все, что угодно и выводить в каком угодно виде. А девочки-операционистки в таком случае в сами данные не лезут (иначе у них мозг порвется), точнее вводят и изменяют их в какой-то относительно простой форме.

Это я так фантазирую... )))
 
Не обессудьте, но мне кажется, что главная мысль Вашего поста в том, что Вы не изволите воспринимать то, что Вам отвечают. Потому что, уже несколько раз было сказано, что одна запись - это один КОНТАКТ с клиентом, а сам клиент - всего лишь одно из полей записи.
 
Цитата
aleck написал:
меня больше всего смущает, что я не могу заранее знать, сколько попыток контакта может состояться с клиентом, прежде чем он будет зафинален
Сколько попыток - столько и строк.
 
Цитата
МВТ написал: одна запись - это один КОНТАКТ с клиентом
Цитата
Юрий М написал: Сколько попыток - столько и строк.

Так я же ответил по этому поводу.
Цитата
aleck написал: Да рассматривал такой вариант. Нашел неудачным из-за того, что вносить данные крайне неудобно: для того, чтобы отразить действие с клиентом (сменить статус, добавить комментарий), надо дублировать всю строку. А с точки зрения представления данных — да, идеальный вариант. Для БД.

Если этот формат использовать для хранения, то не вопрос. А для ввода данных и для их изменения — это надо обладать иезуитской программистской логикой. Это же, фактически, сырые данные. Юные девы запутаются моментально )

Я не против хранить данные в таком виде. Тогда возникает закономерный вопрос: а как вводить данные? VBA и формы ввода? Возможно стоит изучить вопрос. Возможно у кого-то будут еще дополнения или варианты.
 
Я конечно в шоке от топикстартера.
Два дня опровергать очевидные вещи основываясь только на своих неполных представлениях об екселе вместо того чтобы начать уже хоть что то делать и спросить о том, что конкретно не получается.
Цитата
aleck написал:
Возможно у кого-то будут еще дополнения или варианты.
Вам уже как минимум три подсказали. Еще сколько хотите?)
 
Цитата
Dima S написал: Два дня опровергать очевидные вещи основываясь только на своих неполных представлениях об екселе вместо того чтобы начать уже хоть что то делать и спросить о том, что конкретно не получается.
Благодарю за мнение, но я привык сначала проектировать, а потом строить. А не наоборот.

Из того что прозвучало в этом топике для меня выводы в сухом остатке:
1. Удобный для заполнения табличный вид не подходит для хранения. Преодолеть это средствами Экселя пока не получается.
2. Удобный для представления данных вид (один контакт — одна строка) не подходит из-за сложности ручного внесения данных. Но возможно удастся допилить этот формат с помощью VBA и пользовательских форм ввода.
3. Можно использовать эксель как интерфейс, а данные хранить в БД. Это решение еще более тяжелое, и к нему я прибегну, когда исчерпаю возможности предыдущих вариантов.

Цитата
Dima S написал: Вам уже как минимум три подсказали. Еще сколько хотите?)
Я не говорю, что мне мало )))
Я спрашиваю совета у тех, кому есть что сказать. И, судя по тому, что я привел выше, вроде бы совсем не зря. Теперь я почти уверен, что стандартными средствами Эксель вряд ли удастся разрешить противоречие между интуитивным и понятным способом ввода, и хранением данных о произвольном количестве попыток контактов.
На данный момент для меня это самый полезный и продуктивный вывод из всего топика. За что я очень благодарен всем, кто поделился идеями.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему
Loading...