Основы работы в Microsoft Power BI
Общая картина
Главные этапы работы в Microsoft Power BI:
- Качаем и устанавливаем программу Power BI Desktop с сайта Microsoft или из Microsoft Store (Пуск - Программы - Microsoft Store).
- С её помощью подключаемся к источникам данных и загружаем оттуда информацию, попутно очищая её и приводя в порядок с помощью встроенных в Power BI возможностей редактора запросов Power Query.
- Связываем загруженные таблицы связями (как в Power Pivot) вместо классического стягивания всех данных в одну медленную таблицу с помощью функций а-ля ВПР (VLOOKUP).
- Добавляем дополнительные вычисления на встроенном в Power BI языке DAX - с помощью вычисляемых столбцов и мер.
- В режиме отчета добавляем на страницы дашборда визуализации и настраиваем их внешний вид.
- Публикуем отчет в облако и делимся им с коллегами (или просто пересылаем им pbix-файл, полученный при сохранении в Power BI Desktop).
Подключение к источникам данных
Подключение к данных в Power BI осуществляется с помощью кнопки Получить данные - Другие на вкладке Главная (Home - Get Data - More). В открывшемся окне будет полный список всех возможных коннекторов, среди которых:
- файлы разных типов (книги Excel, PDF, текстовые файлы TXT и CSV, файлы с универсальной разметкой XML и JSON и т.д.)
- различные базы данных (SQL, Oracle, Access...)
- ERP-системы (SAP...)
- сайты интернета
- онлайн-сервисы и платформы (Sales Force, ...)
- хранилища данных различных гаджетов и устройств "умного дома" (IoT = интернета вещей)
Преобразование данных
Поверх окна Power BI открывается окно редактора запросов Power Query - брат-близнец надстройки из Microsoft Excel. Здесь можно:
- чистить данные от лишних пробелов и непечатаемых символов
- исправлять регистр
- разделять слипшиеся столбцы или текст от чисел
- удалять ненужные строки / столбцы
- переименовывать столбцы
- соединять несколько таблиц в одну
- ... и т.д.
После выполнения всех нужных трансформаций даём запросу имя (это будет имя таблицы впоследствии) и жмем Главная - Закрыть и применить (Home - Close & Apply).
Связывание таблиц
Необходимо, чтобы Power BI начал работать со всеми таблицами как единым целым, и мы могли использовать в визуализациях любые поля из любых таблиц.
Удобнее всего создавать связи в Представлении Модели (Model View) - третья кнопка в левой панели, просто перетягивая поле (столбец) из одной таблицы на соответствующее поле в другой таблице. При этом:
- Направление перетягивания роли не играет.
- Между двумя таблицами можно сделать несколько связей, но активной будет только одна.
- Связи бывают разной кратности (типа): "один-ко-многим", "многие-ко-многим" и т.д.
- Стрелка на линии связи показывает направление распространения фильтров, если мы применяем их к какой-то из таблиц.
Добавление вычисляемых столбцов
Жмем кнопку Создать столбец (New column) на вкладке Работа с таблицами (Table Tools) или щёлкаем правой кнопкой мыши по таблице и выбираем Создать столбец (New column). Затем вводим в строку формул имя столбца, знак "равно" и формулу на языке DAX, которая будет введена в каждую ячейку добавленного столбца. Например, для расчёта скидки 20% на заказы с количеством больше 10 штук это будет:
Скидка = IF(Sales[Количество]>10, 0.2, 0)
При этом:
- аргументы функций разделяются запятыми, а целая-дробная части - точкой
- будут появляться выпадающие списки с подсказками, из которых можно выбирать нужное, используя клавиши стрелок и Tab
- принято всегда указывать имя таблицы перед именем столбца (хотя, строго говоря, это не обязательно, если вы ссылаетесь на столбец в той же таблице)
- созданный столбец сохраняется в таблице и занимает место (если таблица длинная, то - большое) и будет пересчитываться в дальнейшем только при обновлении
Создание мер
Мера - это формула на языке DAX, которая работает в визуализациях отчёта (диаграммах, таблицах и т.д.) Меры обладают следующими свойствами:
- Мера хранится в какой-то таблице в Модели Данных, но считать при этом может любые данные (в т.ч. и из других таблиц). Часто для хранения мер создают специальную пустую таблицу (не связанную с другими таблицами в Модели).
- Мера не занимает места в модели и вычисляется, обычно, гораздо быстрее, чем аналогичный вычисляемый столбец.
- Для меры сразу можно задать числовой формат результата.
- При создании мер можно использовать ранее созданные меры.
- Результат работы меры не видно в представлении данных. Его можно увидеть, лишь закинув меру в какую-либо подходящую визуализацию (диаграмму, таблицу) в дашборде в представлении отчёта.
Чтобы создать меру жмём кнопку Создать меру (New measure) на вкладке Работа с таблицами (Table Tools) или щёлкаем правой кнопкой мыши по таблице и выбираем команду Создать меру (New measure). После этого пишем в строку формул требуемое выражение для меры.
Например, мера для вычисления итога по столбцу Количество из таблицы Sales будет выглядеть как:
Продано шт = SUM(Sales[Количество])
А более сложная мера для вычисления выручки (произведение количества на цену с учётом скидки) как:
Выручка = SUMX(Sales, Sales[Количество]*RELATED('Price'[Цена])*(1-Sales[Скидка]) )
Добавление и настройка визуализаций
Переключаемся в представление отчета (первая кнопка на панели слева) и открываем (или создаём) чистую страницу.
Щёлкаем по нужной визуализации на панели Визуализации (Visualisations) и затем из панели Данные (Data) закидываем требуемые поля таблиц, вычисляемые столбцы или меры в области выбранной визуализации (ось Х, ось Y, условные обозначения, строки, столбцы и т.д.)
Для настройки внешнего вида любой выделенной визуализации нужна вторая вкладка (с символом кисточки) на панели Визуализации - там будет многоуровневый вложенный список всех возможных свойств и параметров выбранного объекта.
Для вставки картинок и текстовых надписей на страницу можно использовать команды Вставка - Текстовое поле (Insert - Text box) и Вставка - Изображение (Insert - Image).
Публикация
При наличии подписки, созданный отчет можно опубликовать в облако. Для этого на вкладке Главная справа жмём кнопку Опубликовать (Home - Publish). После публикации наш дашборд можно открыть в браузере или в приложении Power BI на мобильных устройствах (смартфоне, планшете). Там же можно:
- редактировать дашборд (если вы дали пользователю такие права)
- подписаться на обновления дашборда по эл.почте
- встроить созданный дашборд в чат Microsoft Teams
- экспортировать дашборд в Excel (как сводную подключенную к данным дашборда), в Power Point (с сохранением интерактивности или без) или в PDF.
Скачивать всю папку со скриншотами под названием Power BI introduction.rar
Для скачивания выбрать Download (Скачать) в верхнем левом углу.
У меня успешно загрузилось оттуда.
Подробнее можно почитать
Этот материал - не выжимка ли из будущей новой книги?..
Отличный материал, как раз начал осваивать PowerBI, а тут такой подарок)
По ходу работы возник такой вопрос.
Например у нас появились новые позиции в прайсе, которые были проданы и попали в БД-продаж.
Но забыли обновить справочник товаров, и теперь часть проданных товаров не имеет необходимых атрибутов, которые содержатся в справочнике
Как проверить таблицу-справочник с товарами, на полноту данных?