Делюсь опытом или мини-интервью

Последний год достаточно стабильно (раз в месяц примерно) стали приходить письма от начинающих предпринимателей из области обучения, тренеров и сочувствующих с просьбами рассказать об изнанке моей работы и дать советы новичкам. Не вопрос - поделиться опытом и набитыми шишками всегда рад. Расписал типовые вопросы-ответы в виде мини-интервью.

Как начинали заниматься предпринимательством? Был ли стартовый капитал?

Во фриланс и предпринимательство люди, по моим наблюдениям, уходят либо по причине увольнения и безвыходности, либо "эволюционно" и плавно, через внутреннее взросление и осознание необходимости работать на себя. Мой случай как раз второй. Начальный капитал в размере трех отложенных зарплат позволял, особо не шикуя, протянуть по-крайней мере еще полгода и ощущался запасным парашютом, но решающей роли не сыграл.

Какие трудности, сомнения были в начале? Как их преодолевали? Что было самое трудное?

Сомнения были как у всех в подобной ситуации: будут ли клиенты? будут ли заказы? Когда забил себе расписание заказами на следующий месяц - стало полегче. Когда забил три - успокоился. Сейчас запись на корпоративные тренинги для компаний - за полгода.
Немного сложно было с бухгалтерией в начале - разобраться в системе регистрации ИП и ООО, лицензировании, отчетности в ФНС и фонды. Я ее (бухгалтерию) никогда не любил, не понимал и в душе всегда считал 1С неизбежным, но злом. Потом купил Эльбу - стало сильно легче, понятнее.
Сложно было первое время с оформлением договоров. Потом попросил знакомого юриста сделать шаблоны для типовых ситуаций (тренинг, консалтинг, разработка и т.д.), от которых мы теперь и отталкиваемся в согласованиях. А сейчас уже и сам набил руку на "юридическом сленге" и могу общаться с юристами из клиентских компаний почти на-равных.

Какие главные выводы на основании опыта?

Многие вещи, издали кажущиеся непонятными и неприступными, при ближнем рассмотрении оказываются очень простыми. Глаза боятся - руки делают. И вот недавно очень удачную фразу на эту тему вычитал: "Когда человек окончательно решается, то Провидение вступает в игру на его стороне". Дружественная Вселенная в беде не оставит!
Главное - взять на себя ответственность за все, что с тобой происходит. Чем больший объем личной ответственности, риска и дискомфорта ты можешь спокойно вынести, тем больше доходы у тебя будут. Люди получают большие деньги не за то, что много знают или делают, а потому, что рискуют взять на себя ответственность - за других людей, за бизнес, за качество проданных товаров и услуг и т.д.

Что бы посоветовали (рекомендовали) начинающему предпринимателю? Что следует делать, а чего не следует?

В самом начале - не тормозить, поменьше размышлять, а просто брать и делать. В процессе, если что-то пойдет не так (а оно пойдет!) вносить коррективы, правки и "доработки напильником" на ходу. Перфекционизм - на фиг. Достаточно хорошо в большинстве случаев уже отлично.
Постоянно читать хорошие книжки по бизнесу и саморазвитию, слушать-смотреть тренинги, учиться у коллег по цеху и "расти над собой". Тогда все время будет драйв, рост (духовный и финансовый) и радость от всего этого.
Мультизадачность (для меня, во всяком случае) - не работает. Выделяешь себе временной интервал и делаешь что-то одно, но до упора, до результата.
Уметь расставлять приоритеты. Отработка каждодневной "текучки" в виде тренингов-писем-договоров-курьеров-отчетов-и т.д., бесспорно, нужна и приносит какую-то быструю денежку, но first thing first. Если я за день не сделал ничего (хотя бы немного) из стратегических задач дальнего горизонта планирования (написал статью на сайт, допилил очередную шероховатость в тренинге, сделал еще одну функцию в PLEX и т.д.), то день прошел зря и я на себя зол.

Как находить клиентов? Какие наиболее эффективные способы продвижения подобных услуг?

Корпоративные тренинги - бизнес специфический. В нем редко продавец ищет покупателя, обычно - наоборот. Ни одного из своих клиентов я специально не искал. Половина приходит через сайт, половина - через знакомых и по наводкам от старых клиентов и рекомендациям.

Какие главные проблемы сейчас?

Грамотно распределить время на семью и работу. Семья пока заметно перевешивает, но я еще не решил - бороться с этим или нет :)
Найти интересный и полезный круг общения, близких по духу и уровню развития людей, пусть даже и не из области обучения.

Нужен ли партнер (совладелец) в бизнесе?


Нужны друзья и коллеги, на которых можно в трудный час положиться, но совладельцы - ни в коем случае. Все (абсолютно!) предприниматели, которых я знаю, имевшие партнеров по бизнесу, с ними в итоге разругались и разошлись, причем с большими потерями в бизнесе-деньгах-времени. Лучше не начинать и сразу привыкать плавать в одиночку.

За решение каких проблем готовы платить?

В идеале - всех :) Как говорил покойный (не факт) Березовский: "Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы". Считаю, что любую непрофильную работу (бухгалтерию, снабжение, юридическую текучку и т.д.) нужно один раз сделать самому, чтобы понять ее суть в принципе, а потом отдавать на аутсорс и освобождать себе время на стратегический рост и развитие - оно, в итоге, приносит потом больше денег и гораздо больше (!) душевного удовлетворения.

P.S. Если есть еще вопросы - прошу в комментарии, буду дополнять и углублять по мере необходимости, если есть интерес к этой теме...
1 октября 2013 11:39
спасибо кратко и по делу:)

скажите плз если эта фраза ваша, можно мне ее немного переиначить и иногда использовать ?: "Люди получают большие деньги не за то, что много знают или делают, а потому, что рискуют взять на себя ответственность - за других людей, за бизнес, за качество проданных товаров и услуг и т.д. "
1 октября 2013 14:43
Моя. Используйте на здоровье :)
1 октября 2013 12:37
Николай, расскажите, пожалуйста, про то, как вы организуете свое время. Как следите за задачами и расставляете приоритеты. Метод Архангельского, GTD или что-нибудь еще? Какой софт для этого используете?
1 октября 2013 14:52
GTD - штука хорошая, но для меня лично оказалось сложновато реализовать ее от и до, хотя какие-то фрагменты из нее я, конечно, вытащил и использую. Например, с помощью OneNote реализую концепцию сбора мыслей в общую корзину, с которой потом работаю, сортирую их и перевариваю. С бумажными документами тоже реализовал что-то похожее на GTD-шную картотеку.

Из Архангельского взял и успешно использую в Outlook систему классификации и расстановки приоритетов задач с помощью цветовых категорий (СЕГОДНЯ-ДЕНЬ-НЕДЕЛЯ-МЕСЯЦ-Стратегическая Картонка и т.д.), описанную в его книжке "Тайм-менеджмент на Outlook".

Отовсюду по чуть-чуть + "доработка напильником" под себя.
1 октября 2013 15:00
Спасибо за ответ
1 октября 2013 20:02
Николай, спасибо за ответы. Признаюсь, решил, что не ответите - слишком занятой человек, чтобы отвлекаться на такие мелочи :). Но лишний раз убедился, что настоящие предприниматели  - без "понтов" и раздутого эго, всегда готовы поделиться опытом с начинающими.
Ответы очень полезные, добавляют энтузиазма и уверенности, что все получится. Еще раз большое спасибо за то, что откликнулись. Удачи Вам во всем.
1 октября 2013 22:01
Все получится, Владимир! Удачи!
v.plagov
14 октября 2013 18:42
Николай, а расскажите, пожалуйста, еще о том как начинали с технологической стороны. Имею в виду следующее - как изучали продукты Microsoft, как учились программированию VBA и т.д.
28 октября 2013 9:47
О, это долгая история - лет на 20 :) В школе еще на БК-шках и "Правцах" начинал (кто-нибудь помнит такие еще?). Потом бауманка, преподавание компьютерных технологий в учебном центре и т.д.

Но, в общем и целом, все методом научного тыка плюс чтение правильных книжек и сайтов. Буржуйских, в основном, т.к. наших тогда по Excel просто не было.
22 июля 2014 13:20
Николай, как получается работать дома?! У меня когда дочь начала ходить, работать дома стало не реально.
22 июля 2014 16:30
В основном, когда сын спит или когда его дома нет. Или когда меня нет :)
Наверх