При создании отчётов в Microsoft Power BI часто требуется сравнить текущий год (или месяц) с предыдущим, а какой-то выбранный товар - с его соседями из той же категории. С этим проблем нет - в Power BI есть куча встроенных функций на этот счёт.
Но что делать, если хочется сравнивать произвольно выбранные объекты? Т.е. любой выбранный год - с любым другим произвольно выбранным, а не обязательно предыдущим? Или выбранный товар нужно сравнить с каким-то другим, заданным? А может и то, и другое сразу, т.е. хочется выбирать интересные мне любые 2 года и сравнивать любые товары в них?
Мультистраничный веб-запрос в Power Query - это подход, который позволяет загрузить данные не с одной, а сразу с нескольких веб-страниц, объединив их в единую таблицу. Например, загрузить результаты чемпионатов по гольфу из википедии за несколько лет (где каждый год - отдельная страница). Чтобы провернуть такую штуку, нам придётся пройти следующие этапы:
Создать сначала одиночный веб-запрос к любой странице из интересующего списка
Создать параметр для года и внедрить его в запрос
Преобразовать запрос в функцию (параметр станет её аргументом)
Создать список интересующих нас лет (2010 - 2021) и вызвать созданную функцию, подставив ей список в качестве аргумента
Объединить полученные результаты в единую таблицу за все годы
Разбираем нюансы и хитрости сортировки данных в таблицах и диаграммах Microsoft Power BI: простые и многоуровневые сортировки, неявную сортировку, сортировку месяцев и пользовательскую сортировку в нашей собственной логической последовательности.
Если отбросить новомодный ChatGPT, то на втором месте по по количеству хайпа в моем личном рейтинге будет Power BI с его нечеловеческой красоты интерактивными дашбордами. Причем за последние пару лет количество людей интересующихся этой темой (в том числе среди пользователей Excel, которых я часто вижу) - выросло кратно. С одной стороны, это хорошо, ибо по мощи, гибкости, "всеядности" и красоте визуализаций у Power BI сейчас конкурентов практически нет. С другой стороны, у многих людей я до сих пор встречаю заблуждение, что Power BI - это такой навороченный Power Point (может дело в похожем названии?).
В общем, ловите новый большой видеоурок по основам работы в Microsoft Power BI. Если вы с ним уже работаете, то никаких Америк я вам не открою, скорее всего. Но если раньше вы с ним не сталкивались или до сих пор смутно представляете, что это за штука, то - добро пожаловать. Экспертом по аналитике за полчаса я вас, конечно, не сделаю, но все главные принципы и этапы работы мы с вами разберём:
Что такое Power BI, из чего он состоит, и зачем он нужен
Как загрузить туда и исходные данные и привести их в приличный вид
Как и зачем связывать таблицы между собой
Как создавать вычисляемые столбцы и меры на встроенном в Power BI языке DAX
Как добавить визуализации на ваш дашборд и опубликовать его потом в облако
Уж сколько было копий сломано на тему визуализации план-факта, но это вечная история и каждый решает её по-своему. Предлагаю рассмотреть ещё один вариант в вашу копилку:
Делается достаточно легко и почти не требует подготовительных действий с таблицей.
Срезы в сводных таблицах можно использовать не только классическим образом - для фильтрации исходных данных, но и для переключения между различными типами вычислений в области значений:
Реализовать такое очень легко - потребуется лишь пара формул на DAX, вспомогательная таблица и сводная по модели данных Power Pivot.
Как быстро скопировать в Буфер сумму выделенных на листе ячеек. А также не только сумму (среднее, количество и т.д.) и не только выделенных (только видимых, удовлетворяющих заданным условиям и т.д.)
В новой версии Excel эта возможность встроена, а в старых придётся чуть-чуть пошаманить с макросами, чтобы её имитировать.
Разбор типичных "граблей" - о том, как избежать проблем при разворачивании вложенных таблиц в Power Query, если в исходных данных добавляются или удаляются столбцы.
С завидной регулярностью (а в последнее время - всё чаще) мне пишут люди с просьбами помочь в различных вычислениях, связанных с лотереями. Кто-то хочет реализовать в Excel свой секретный алгоритм подбора выигрышных чисел, кто-то - найти закономерности в выпавших номерах прошедших тиражей, кто-то - подловить организаторов лотереи на нечестной игре.
В этой статье (и видеоуроке) мне хотелось бы ответить на часть этих вопросов. Благо, в Excel для решения таких задач достаточно инструментов, многие из которых, кстати, могут пригодиться и в более прозаических рабочих ситуациях.
Одно из самых просматриваемых видео у меня на YouTube-канале - это видео про Мгновенное заполнение (Flash Fill)в Microsoft Excel. Суть этого инструмента в том, что если вам надо как-то преобразовать ваши исходные данные, то достаточно просто начать набирать в соседнем с ними столбце тот результат, который вы хотите получить. После нескольких вручную набранных ячеек (обычно хватает 2-3) Excel "поймёт" логику нужных вам преобразований и автоматически продолжит набранное, завершив всю монотонную работу за вас.
Квинтэссенция эффективности. Волшебная кнопка "сделать всё хорошо", которую мы все так любим, правда?
На самом деле, аналог подобного инструмента есть и в Power Query - там он называется Столбец из примеров (Column from Examples). По сути, это маленький встроенный в Power Query искусственный интеллект, который умеет быстро обучаться на ваших данных и затем их преобразовывать. Давайте детально рассмотрим его возможности на нескольких практических сценариях, чтобы понять, где он может нам с вами пригодиться в реальных задачах.
Подробный и пошаговый разбор весьма типовой задачи, когда в качестве входных данных имеем Excel-файл, где на одном из листов расположены друг под другом несколько таблиц с данными по продажам следующего вида:
А на выходе нам нужно собрать данные из всех таблиц в одну плоскую нормированную таблицу, удобную для последующего анализа и построения сводной, т.е. вот в такую:
Само собой, использовать для этого будем наиболее подходящий инструмент - Power Query: